Соционика 2.0 и социобиометрия. Центр гуманитарных и социальных технологий
  Материалы  

25.12.2006

Новый взгляд на рок-историю  

Современная серьезная рок-музыка – своего рода «технический вид спорта», в котором наверху люди, живущие по его правилам. Остальным приходится либо приспосабливаться, либо... и не пытаться проявить себя в чуждой для сфере.

Технический вид спорта


Упрямая статистика диктует странный, на первый взгляд, вывод: в громкой музыке лучше всех проявили себя представители типа с болевой этикой эмоций. Холодные и бесстрастные Бальзаки с огромным успехом играют на всех инструментах сразу, сочиняют материал на любой вкус – от безмятежного до зубодробительного, от примитивного до турбулентного. Им под силу текстовки на уровне классики мировой поэзии, роль харизматического певца-лицедея и даже вожака всемирно известной группы. Почему именно они?

Фиш и Йорн Ланде: грим — защита от эмоций


Музыка легче дается интуитам, и особенно людям с интуицией времени в сознании, что вряд ли потянет на открытие. Бальзак – тип с программной интуицией времени. Казалось бы, заниматься рок-музыкой легче иррационалам, которым лучше подойдет ненормированный образ жизни. Тем не менее, рациональный и работящий Джек обосновался на «тяжелой» сцене куда прочнее, чем, скажем, Есенин. Практическая логика ценится выше эмоций. С точки зрения современного музыканта, ничего удивительного. Музыкант проводит на сцене не так много времени – концерты случаются не каждый день. Чтобы дорваться до таковых в приличном количестве, желательно заключить контракт с лейблом и записать альбом – и обязательно нужно иметь за душой что-то представляющий из себя материал, уметь его исполнять в студии и на сцене. И то и другое в наши дни – прежде всего умение справляться с аппаратурой. При этом не помешает уметь вести дела, завязывать и поддерживать отношения – с партнерами, представителями лейблов и концертных площадок, прессой, наконец, поклонниками. Тратиться на эмоции при таких занятиях особенно некогда, зато ценности «серьезных» квадр – дела и отношения – дают о себе знать на каждом шагу. Особенно эта установка ценится среди басистов, клавишников и барабанщиков, у которых профессионализм – основной козырь; наличие представителей «веселых» квадр среди музыкантов этих амплуа – скорее исключение из правил. Даже технически подкованные Дон Кихоты склонны проявлять себя как харизматические певцы или гитарные герои, в то время, как Бальзакам и Джекам под силу все роли, а последние особенно отличились в незаметной, но технократичной роли клавишника.
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Имя:   Email:  
Наконец, в реальной цене время, умение быстро, «на ходу», в тяжелых условиях разобраться в обстановке, быстро овладеть ситуацией в незнакомом месте. В цене – интуиция времени и волевая сенсорика, свойственные решительным типам, второй и третьей квадре. Формула успеха: интуиция, иррациональность, решительность, серьезность, демократизм – независимость мнений и суждений. На ее полюсе – интуитивно-логический интроверт, едиинственный тип в соционе, у которого все качества в наличии.

Формула успеха и раздора


Dream Theater: полная Гамма с лишним Джеком
При типировании 86 музыкантов оказалось, что почти половина – 40 человек приходятся на долю третьей квадры. Неудивительно, что ее ценности лучше представлены в идейной стороне весьма разнообразной музыки, особенно в ее англо-американской части с серьезным и прогрессивным уклоном. Хрестоматийным можно назвать концептуальный альбом Dream Theater 1999 г. “Scenes From A Memory” – далекие от тяжелой музыки соционики часто объясняют ученикам ценности третьей квадры, словно находясь под его впечатлением. Связь времен, мрачная урбанистическая атмосфера, криминальная драма и перевоплощение душ... А теперь посмотрим на состав. Перед тем, как приступить к работе над “Scenes…”, лидер группы Майк Портной (Наполеон) позаботился о том, чтобы сменить неудобного для себя с точки зрения межтипых отношений ревизора – клавишника Дерека Шериняна (Дон Кихот) на удобного активатора Джордана Рудесса (Джек). В группе вновь оказалась полная третья квадра, усиленная лишним логико-интуитивным экстравертом. Этот состав остается неизменным почти 8 лет, выдав 4 студийных альбома плюс концертники и многочисленные сторонние проекты. Всепрошибающий монолит в действии.
Консультация по определению вашего типа
Родоначальники тяжелого прогрессива – Rush – оказались стойкими и плодовитыми благодаря той же формуле квадрового единства. Четвертым лишним стал редкий на этой сцене Драйзер – но Гедди Ли (Наполеон), Алекс Лайфсон (Джек) и Нил Пирт (Бальзак) прекрасно обходятся и без него.

Справедливости ради, оказывается, среди особо почитаемых в России звезд немецкой металлической сцены виден своего рода островок второй квадры. Удо Диркшнайдер (Жуков), Пиви Вагнер (Максим), Том Энджелриппер (Есенин) давно стали в «второквадренной» России своими.

Дейв Мастейн: не злите Дона
А вот Дон Кихотам – единственному типу из первой квадры, ярко проявившему себя, приходится работать в чуждом окружении, поскольку соквадренники в этом деле редки. Типично «донский проект» – группа одного лидера, который регулярно, подчас без церемоний и с громкими эпитетами разгоняет вчерашних партнеров. Пример тому – история таких непохожих друг на друга групп, как W.A.S.P., Megadeth, Motorhead, Gamma Ray, Fields Of The Nephilim или сольная команда Блейза Бейли... Этим людям редко приходится работать с единомышленниками, довольствуясь профессиональными, но не человеческими качествами партнеров по группе. Забавно читать откровения очень типичного Дон Кихота, Дейва Мастейна, о партнерах по Megadeth. От совместной работы до жестокой критики из уст рыжего Дейва – один шаг. Даже у басиста Дэвида Эллефсона, проработавшего бок о бок с Мастейном полтора десятилетия, после временного роспуска группы дело дошло до судебных исков.
Диагностика типа личности. Простые форматы стали доступнее!
Можно только позавидовать взаимному терпению Джимми Пейджа (Дон Кихот) и его ведущего партнера по Led Zeppelin Роберта Планта (Наполеон). История группы дала немало примеров того, как люди разных типов ведут себя в нештатных ситуациях. Однажды, в ходе турне 1977 года возник нешуточный конфликт между менеджером группы Питером Грантом и организатором гастролей Биллом Грэмом. В статье из журнала Rolling Stone (в русской версии – № 9, 2006) читаем, как «Плант попытался примирить Гранта и Грэма, но Билл даже не выслушал его. В знак протеста Пейдж весь следующий концерт отыграл сидя». С точки зрения соционики предсказуемо поступили... оба музыканта.

Ричи Блэкмор (Робеспьер): до дуализации — человек-аномалия
Джимми Пейджа принято подавать фигурой мрачной, угловатой и склонной к мистицизму. При этом, читая иные интервью гитариста, поражаешься его уникальным инженерным талантам, столь же органичным для Дон Кихота, как и «сидячая забастовка». Спустя десятилетия Пейдж в деталях вспоминал студийные секреты 60-х – 70-х годов.

Бывают и полные аномалии. Ричи Блэкмор – редкий на рок-сцене Робеспьер. Слабое место людей этого типа – волевая сенсорика, что обычно проявляется в излишней скромности и боязни применить силу. Некоторые Робеспьеры, однако, не гнушаются пускать в ход кулаки, не понимая, насколько неумело это делают. С партнерами по группе Ричи порой опускался до рукоприкладства, но доставалось не только им – если вспомнить запечатленный на видео показательный поджог сцены в финале шоу Deep Purple на фестивале California Jam в 1974 году. Окружение у Блэкмора в Purple было на редкость неудобным: конфликтер Иэн Гиллан (Наполеон), поддержанный дуалом Роджером Гловером (Бальзак). В 1973 году их сменили более покладистый, с точки зрения Ричи, Дэвид Ковердейл (Гамлет) и не столь удобный Гленн Хьюз (Гексли)... Стоит ли при этом фэнам возмущаться нежеланием Ричи возвращаться к хард-роковым корням после того, как он нашел себе дуальную пару в лице Кэндис Найт (Гюго) и переключился на спокойный и умиротворенный материал?

Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор: и они — дуалы
Разумеется, рок-историю творят сильные личности, у которых не все бывает гладко даже в случае дуальных отношений. Наиболее частая дуальная пара в рок-музыке – Наполеон и Бальзак, со своей ахиллесовой пятой: один источает силу, а другой хочет быть сильным. Лидеров Pink Floyd Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора в 80-е годы это перетягивание каната привело к тяжбе с предсказуемым исходом: волевой сенсорик Гилмор отстоял территорию и заметно продлил карьеру группы. Впрочем, обсуждая личный вклад Гилмора и Уотерса, стоит начинать с того, что за полтора десятилетия совместной работы этот дуальный тандем выдал огромное наследие. Сравните с Блэкмором, не способным вынести певцов-конфликтеров более четырех лет.

Неприятие чуждых квадральных ценностей порой доходит до абсурда. В 1988 году в ведущей британской прогрессивной группе того времени Marillion сменился вокалист. Харизматичного артиста и тонкого поэта Фиша (Бальзак) сменил Стив Хогарт (Робеспьер). Читая интервью Хогарта, датированные уже нынешним столетием, поражаешься, насколько не по душе представителю «романтичной» первой квадры драматичный и саркастичный материал Marillion 80-х. В результате замены одного интровертного интуитивного логика на другого от группы осталось одно название.
Оценка персонала. Слепые пятна вашей команды
По похожим причинам не сложилась карьера в Iron Maiden у Блейза Бейли (Дон Кихот), в 1993 году сменившего Брюса Дикинсона (Джек). Дело не только в «немодности» жанра в «альтернативные» 90-е годы – новоиспеченный фронтмэн очутился в отношениях погашения с лидером группы Стивом Харрисом (Бальзак). В условиях сплоченной команды с длительными гастролями и записями вариант не лучший; обе стороны мешают друг другу раскрыться в полной мере.

Наконец, недавний пример, как нестыковка квадральных ценностей поставила под вопрос группу на пике популярности: вынужденный уход из Nightwish певицы Тарьи Турунен (Габен). С лидером группы клавишником Туомасом Холопайненом (Джек) у нее были тяжелые ревизные отношения: остававшийся в тени примадонны лидер воспринимал ее словно «злую собаку сверху», а Тарья, в свою очередь, возмущалась демократичной безбытностью партнеров, несмотря на рост доходов, не желавших менять автобус на самолет.

С четвертой квадрой дела обстоят примерно так же, как и с первой: заметную активность проявили интуитивные экстраверты – Гексли, в то время как Габены и Достоевские встречаются редко, а Штирлица в процессе исследования вообще не удалось найти. К недостатку соквадренников, впрочем, Гексли подходят иначе, чем Дон Кихоты: благодаря творческой этике отношений, им гораздо проще находить общий язык с самыми разными партнерами – особенно постарался – Арьен Лукассен, а еще один важный признак – результативность – позволяет творить, не сильно привязываясь к одной группе или проекту, в чем преуспел Гленн Хьюз. Об этом впереди.

О тяге к разнообразию


Дэвид Ли Рот: Гамлет за любимым процессом
Два прославленных певца: Дэвид Ковердейл (Гамлет) и Джо Линн Тернер (Есенин). Ровесники, вокалисты, работают в одной нише и одной тусовке... У людей этих типов одинаковые козыри, одна квадра, одни ценности. И противоположный подход к карьере: с момента основания Whitesnake в 1978 году обе попытки Ковердейла сделать нечто иное (с Джимми Пейджем в 1993 году и соло 2000) разбивались об реинкарнацию его основной команды, в то время, как Тернер, став известным и свободным после роспуска Rainbow в 1984 году, пробавляется многочисленными сольниками в сочетании с немыслимым числом параллельных проектов. Отсутствие у Джо мажорного контракта и даже болевая деловая логика – вряд ли причина №1. Ковердейл и Тернер – классический пример того, как подходят к делу «процессуальные» и «результативные» типы. Первые погружены в процесс и находятся внутри него. Им сложно переключатся между несколькими делами сразу. Вторым удобнее делать дело, глядя «со стороны», сплошь и рядом отключаясь и переключаясь ради сюминутного результата.
Мы на Boosty. Типы 1200+ знаменитостей и другие секреты!
С одной стороны: человек-группа, или же сольный артист, и минимум шагов в сторону. С другой – охотно меняющий обстановку и компанию «многостаночник». Представительные списки есть на оба случая. Судите сами:

Джо Линн Тернер (Есенин) и Гленн Хьюз (Гексли): был бы результат
1. Дейв Мастейн, Блэки Лоулесс, Кай Хансен (Дон Кихот), Ингви Мальмстин, Дэвид Ковердейл, Дэвид Ли Рот (Гамлет), Пиви Вагнер (Максим), Ронни Джеймс Дио, Тони Айомми, Том Арайя, Гедди Ли (Наполеон), Грег Макинтош, Джон Петруччи, Джефф Тейт, Стив Харрис, Роджер Уотерс, Фиш (Бальзак), Джо Сатриани (Достоевский). Хозяева своих групп или своих сольных проектов. Минимум шагов в сторону. Если они и случаются, все быстро возвращается на круги своя. Исключения кажущиеся, скажем, Йорн Ланде (Бальзак) ушел из Ark ради Masterplan, а теперь из Masterplan ради сольной карьеры. Майк Портной (Наполеон) не скупится на сторонние проекты, но столь же охотно от них отказывается.
«Соционика 2.0. Типы людей и социальные лифты». Исправленное и дополненное издание книги
2. Сэмми Хагар (Гюго), Джо Линн Тернер, Доро Пеш, Том Энджелриппер (Есенин), Брюс Дикинсон, Джеймс ЛаБри, Майк Террана, Тони Мартин, Джордан Рудесс, Дон Эйри (Джек), Андрей Андерсен, Гленн Хьюз, Арьен Лукассен, Тони Левин (Гексли). Даже попав в постоянный раскрученный состав или сформировав собственный, эти люди склонны не замыкаться в его рамках, а при их отсутствии иногда теряют чувство меры в многообразии альянсов – такова карьера Хьюза, Левина, Лукассена или того же Тернера. Два Джека – Брюс Дикинсон и Джеймс ЛаБри – работали по переписке над сольниками в процессе турне основных команд, а послужной список Сэмми Хагара куда разнообразнее, чем у неистощимого на выдумки Дэвида Ли Рота.

Дальше >>



Ваш комментарий:


Имя: (по-русски) 

Email: (не показывается) 

 Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

  








Поиск
  





Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

 




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика