Соционика. Искусство типирования. Центр современной соционики. Консультации, обучение, тренинги, исследования.
  Материалы  

24.10.2019

Герои двух революций  

 Герои двух революций
Социологи выявили самых популярных киногероев в России. Ими стали Штирлиц («Семнадцать мгновений весны», 1973) и профессор Преображенский («Собачье сердце», 1988). Какие типы и тенденции за ними стоят?

Типы героев-лидеров — или стоящих за ними актеров: ЛСЭ (Вячеслав Тихонов) и ЛИЭ (Евгений Евстигнеев). Оба образа появились в советскую эпоху, но востребованы сейчас, и не случайно.

За последние 30 лет Россия пережила не одну, а две революции, на корню изменившие жизнь людей. Первая — резкая и заметная — крах советской системы и переход к рыночной экономике. Вторая — появление Интернета и рост его до массового уровня в последние 20 лет. Каждый из этих типов вышел в лидеры на своей волне перемен.

Заодно с любимыми киногероями социологи ВЦИОМ и ЦПК выявили нужные качества политического лидера: честность (44%), образованность и компетентность (31%), близость к народу (26%), умение эффективно организовывать работу других людей (25%), ум (22%) и информированность о положении дел в стране (21%).
Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!
Имя:   Email:  
Оба типа вполне ложатся в эту матрицу. Нынешним россиянам важны не сила и не абстрактный ум, а интеллект, способный на дела.

Второй эшелон зрительских симпатий по версии социологов образуют Данила Багров («Брат»; Сергей Бодров-младший — ЛСЭ), Мария Швецова («Тайны следствия»; Анна Ковальчук — СЭЭ) и Екатерина Тихомирова («Москва слезам не верит»; Вера Алентова — ЛСЭ). Итого — три Штирлица в пятерке экстравертов — объективистов — эмотивистов.

В процессе каждой революции перемены идут за счет активного меньшинства. Большинство по-прежнему неохотно замечает новые явления и держится за старые образы.

Об этом говорят результаты исследований социологов — нового и 20-летней давности. В 1999 году в лидеры вышли Петр I (СЛЭ), Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий — СЛИ), маршал Жуков (СЛЭ), и только после них Штирлиц. 4 сенсорных логика из 4; тройка лидеров — конструктивисты с жестким выражением лица.

20 лет назад в почете были силовики, а теперь они ушли в тень. Книги и материалы о мифическом преобладании в российском обществе СЛЭ и других типов второй квадры (решительность — субъективизм — аристократизм) все еще появляются, но поезд давно ушел.

ЛСЭ были вне конкуренции в 90-е годы — Б. Березовский, М. Ходорковский, С. Мавроди, Б. Немцов, С. Доренко... В те годы бандитизм был большой проблемой, а на Кавказе долго бушевала война. Люди скучали по «сильной руке» и искали внутреннюю опору в остатках советского быта, пока снаружи все укладывалось.

На языке соционики основным в те годы стал запрос на объективизм. На уровне аспектов — ЧЛ (логика — динамика — объективизм).

У людей появилась возможность проявлять инициативу там, где в советскую эпоху она была зажата.

При этом экономика оставалась «реальной» — ресурсы, компьютерные технологии как средство управления и работы, но еще не связи, массовой информации и общения. Работа оставалась офисной и связанной с живым общением. Управиться с ней твердо стоящим на ногах сенсорикам было легче, чем интуитам.

Журналистика 90-х — это пик традиционных СМИ. Телешоу, которые люди боялись пропустить, «Спорт-Экспресс», за которым болельщики обходили с утра киоск за киоском. Внутри редакций — все та же борьба за «кран, которого на всех не хватает», что и схватка за госбюджет и доступ к ресурсам.

С приходом к власти В. Путина (ЛСИ) и построением вертикали власти запрос на силовиков был удовлетворен, но общество продолжило развиваться по рыночным законам, пережив еще одну мощную волну перемен.

Появился Интернет и открыл дорогу интуитам, в первую очередь интуитивным логикам — демократам.

Среди интуитивных логиков ЛИЭ — явные лидеры. Статистика рынка труда говорит именно в их пользу — до 30% интересных работодателям кандидатов. Чуть более медлительные ИЛЭ встречаются несколько реже, а интроверты ЛИИ и ИЛИ иногда засвечиваются, но на собеседования приходят в пропорции 1/5 и реже.

В последние 15 лет быстрый массовый Интернет расширил возможность удаленной работы и уменьшил зависимость людей от офисной иерархии. Это запрос не только на интуицию, но и на демократизм.

С появлением Youtube и соцсетей по нарастающей исчезла монополия традиционных СМИ. Представьте 20 лет назад ситуацию, когда болельщики реакцией в соцсетях добиваются недопуска журналистов ведущей газеты за карикатуру на тренера.

В наши дни на фоне интуитивных логиков уже ЛСЭ, которые созданы для затыкания дыр по хозяйству, кажутся слишком консервативными и медлительными. Среди сотрудников и интересных кандидатов по нашим данным они уступают сразу трем типам — ЛИЭ, СЭЭ и ИЛЭ.

Но, как и в 90-е годы, бытие опережает сознание. Образы зрительских симпатий на много лет отстают от тенденций на рынке. Последние проявляют себя, но с опозданием. По опросу 20-летней давности профессор Преображенский набрал лишь 3% зрительских симпатий, сейчас — целых 12%.

К тому же, органично изобразить на экране людей интернет-поколения c компьютерами и смартфонами сложнее, чем героев минувших дней.

Тем не менее, отдельные истории успеха ЛИЭ начали появляться. 10 лет назад приобрел популярность Алексей Навальный с видеоблогом о коррупции в российской верхушке. Теперь по его пути идет Юрий Дудь. С другого конца — Маргарита Симоньян во главе государственного СМИ, которое наделало шуму на Западе.

Тем временем в жанре телевизионных ток-шоу безраздельно господствуют ЛСЭ с их длинными дискуссиями об одном и том же. Судя по эфирному времени, консервативная аудитория ТВ их по-прежнему готова эти шоу смотреть.

Символы двух эпох соседствуют и в футболе. Артем Дзюба (ЛСЭ) обязан популярностью телеканалам и их аудитории, которая про спорт №1 вспоминает по ходу крупных турниров. С таким выбором не согласятся интернет-болельщики «Спартака». Зато итальянский тренер Массимо Каррера (ЛИЭ) стал для них настоящим народным героем.

Кризис последних 5 лет ужесточил конкуренцию на рынке, но не изменил структуру рыночного и информационного общества. Без дополнительных факторов в сложных условиях тенденции становятся только сильнее. Сокращают тех, кто плохо вписывается; людей, которых взяли в период роста, когда лучшие кандидаты были уже выбраны.

А теперь представьте, как жилось ЛИЭ — главным перелетным птицам среди 16 типов — в эпоху монополии КПСС, пока предпринимательство было под запретом, а информационные технологии не были развиты? Кто-то приспосабливался, как шахматист Карпов, балерина Плисецкая или актер Евстигнеев, а кто-то уезжал, как шахматист Корчной или поэт Бродский.

В Америке ЛИЭ регулярно становятся президентами. В России тенденция в эту сторону только наметилась, и яркие фигуры этого типа будут все громче проявлять себя, если не случится новой революции, меняющей уклад жизни. И даже — по инерции — если она будет.

Как относиться к опросам зрительских симпатий? Они показывают картину в умах людей, которые живут в одной реальности, а привыкли к другой. Чтобы показать, что происходит сейчас, нужны исследования другого рода. Реальные прецеденты и измеримые, а не субъективные характеристики людей.

Примечание. Типы известных людей, приведенные в тексте, проверены путем биометрического анализа и семантики речи.

© Владимир Львов, 2019



Ваш комментарий:


Имя: (по-русски) 

Email: (не показывается) 

 Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

  








Поиск
  





Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

 




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика