Соционика. Искусство типирования. Центр современной соционики. Консультации, обучение, тренинги, исследования.
  Материалы  

23.02.2010

Артемий Лебедев. Соционический портрет  

 Артемий Лебедев. Соционический портрет
Создатель дизайн-студии, блога с ненормативной лексикой... И еще много чего противоречивого и популярного. Это может нравиться или не нравиться, но это замечают.

Впрочем, наша цель лежит за пределами «нравится» и «не нравится». Тип личности Артемия Лебедева не может нравиться и не нравиться. Но это ключ к достижениям этого человека — бесспорным, спорным и остальным.

По традиции, начнем определение типа Артемия Андреевича с анализа стиля его речи.

В записи его блога за 15 февраля 2010 года читаем:

«Рассказывать о профессии приглашаются именно специалисты в своих областях. | Убедительная просьба — если вы не знаете ответ, или не являетесь специалистом в конкретной области, не отвечайте на вопросы людей. | Пожалуйста, не кидайтесь в Яндекс с запросом, чтобы просто так кому-нибудь ответить статьей из Википедии. | В интернете нет большинства знаний, которые есть у специалистов в головах. | Именно для них этот пост.»
Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!
Имя:   Email:  
Текст состоит из разрозненных фраз-фрагментов, границы между которыми хорошо очертимы. Слова Артемия невозможно прочитать сплошным потоком, игнорируя знаки препинания. Это статика. Повышенное количество отрицаний (они подчеркнуты) заставляет говорить о негативизме.

А вот запись от 16 февраля:

«Я бы открыл агентство универсальных услуг под названием «Любой дурак». | Нужно установить стиралку? | Поменять память в компе? | Прибить картину? | Да это «Любой дурак» сделает!»

Сама предложенная идея оставляет мало сомнений в интуиции, в сочетании со статикой — в сильном аспекте ЧИ.

В этом же заявлении снова различимы разрозненные статичные фрагменты. При этом, с одной стороны повышенное количество знаков вопроса наводит на мысли о квестимности, с другой — ответ самому себе иногда считают аргументом в пользу деклатимности. Впрочем, этот признак лучше проверять по видеозаписям, которых доступно немало.



Вот видео Артемия. На нем видно, он словами А. Аугустинавичюте, «вещает в пространстве» постоянно повышает голос, с оттенком вопроса всматриваясь в сторону аудитории, прежде чем продолжить повествование. Такая интонация свойственна квестимам, людям с внешним побуждением к коммуникации.

В другом его видео с его публичного выступления есть слова:

«Меня попросили рассказать о себе, что я и сделаю, потому что наверняка здесь кого-то насилу пригнали, чтобы поставить хорошие отметки, посадили в соответствующие ряды... Ну, я постараюсь сделать так, чтобы вам хотя бы было нескучно, если вы здесь уже сидите».

Публику, а отчасти и себя Артемий рассматривает как нечто несамостоятельное. Его самого попросили рассказать о себе, людей пригнали, и теперь они вынуждены сидеть и слушать его рассказ, и все, что он может — это постараться сделать это время нескучным.

Воспринимать себя как объект в замкнутом пространстве под давлением свойственно носителям аспекта М2 (вторая матрица) — рационалам-интровертам-статикам (подробнее он описан в нашей работе «Перинатальные матрицы и пространство соционического типа»;).

В этом же видеофрагменте Артемий говорит:

«Я списал на дискеты столько программ, сколько мне хотелось украсть, и уволился, потому что принцип работы мне стал понятен.» Делать ставку на понимание принципа работы как на самоцель свойственно интуитам. Сама же фраза выдает еще несколько признаков: установку на результат в сочетании с интуицией и эмотивизмом. Для эмотивистов смысл открывается не сразу, а по просшествии некоторого времени, которое требуется, чтобы отстраниться от эмоционального фона. Достижение интуитивного смысла как самостоятельный результат — свойство четверки типов — носителей этого аспекта (ЛИИ, ИЭИ, ЛИЭ, ИЭЭ). При этом Артемию важно именно понять принцип работы для себя. Внешние объекты играют вспомогательную роль, от них легко отстраниться по мере постижения смысла. Такая постановка вопроса свойственна интровертам (в том числе и носителям аспекта М2). Из четырех типов из нашего списка версии ИЭИ и ЛИЭ отпадают из-за динамики и позитивизма, а ИЭЭ — из-деклатимноти и третьей матрицы:

В порядке сравнения — слова носителя аспекта М3 — главы Apple Стива Джобса (ИЭЭ) :

«Возьмите iPhone. У его корпуса был другой дизайн, и мы слишком приблизились к презентации продукта, чтобы что-то менять. В понедельник утром я пришел и сказал: «Мне он не нравится. Не могу заставить себя его полюбить. А это самый важный продукт, который мы делали. И мы нажали на кнопку «Reset». Перерыли миллионы моделей, которые выпустили, и идей, которые у нас были. И в итоге создали то, что вы знаете, как iPhone, и он значительно лучше. Было ужасно, ведь пришлось сказать команде: все, что вы сделали за год, придется выбросить и начать снова, и придется поработать с двойной отдачей, ведь времени мало...»

В словах Джобса заметна свойственная иррационалам-экстравертам (М3) активная позиция с оттенком преодоления трудностей. Ничего подобного у Лебедева мы не наблюдаем; в его словах все словно застыло на века:

«Главный секрет нашего кафе в том, что мы его делаем для себя, но не скрываем адрес от гостей. Поэтому оно маленькое, тесное и неоформленное. Зато в нем всегда вкусно и душевно. Ровно то же самое будет и в нашем ресторане.»

(Запись от 14 февраля). Продолжение фрагмента:

«Для нас важны натуральные продукты (которые быстро портятся). Яйца, заставшие курицу, а не инкубатор, пастеризованное молоко, прокисающее через 4 дня, сметана из сливок, мясо с фермерских хозяйств, овощи с рынка. По этой причине у нас почти все продукты наши, а не иностранные.»

«Принято класть в основу открывающегося ресторана какую-нибудь концепцию. Ресторан в стиле фьюжн. Ресторан, оформленный известным французом за три миллиона долларов. Ресторан, построенный по мотивам художественного фильма. А у нас совершенно другой подход. У нас ресторан, в котором должно быть вкусно. И совершенно все равно, как он при этом выглядит и подо что будет стилизован. Посуда должна быть чистой, туалет должен быть приятным, хозяйки гостеприимными и сообразительными — это все, что важно, помимо еды

В планах над будущим рестораном Лебедев жестко придерживается единой сквозной концепции («должно быть вкусно» периодически повторяется несколько раз), которой подчинены все упоминаемые им частности. Это говорит в пользу признака стратегии, которой обладают интуиты-рационалы. Повышенное внимание вкусовым ощущениям и расслабленной «вкусной и душевной» атмосфере свойственно рассудительным, в том числе интуитам-статикам (ЧИ) и стратегам-интровертам.

Слова «Принято класть в основу открывающегося ресторана какую-нибудь концепцию» указывают также на предусмотрительность Лебедева, свойственную интуитам-интровертам и статикам-стратегам. В его сознании все раз и навсегда по единому принципу, ситуативные исключения из правил рассматриваются неохотно.

Еще пример предусмотрительности:

«Фасад с карнизом на крыше всегда смотрится в сто раз лучше, домашнее, милее, роднее, приятнее и человечнее, чем фасад без ничего. Непонятно, почему это неочевидно современным архитекторам. Это же верно и по отношению к любому другому объекту дизайна: дизайн должен быть простым, но не примитивным

Далее там же:

«Мы готовим простую, понятную и вкусную еду, а в последнюю очередь занимаемся оптимизацией себестоимости. В нашем овощном салате будут бакинские помидоры и маленькие огурцы с пупырышками даже зимой. Если у баристы не получился кофе, его выльют и сделают заново. Выпечка не будет лежать на витрине до почетной старости — ее отправят на пенсию до того, как она начнет мозолить глаза своим молодым коллегам-булочкам.»

Столь демонстративное нежелание гнаться за себестоимостью, если вкусные свежие натуральные продукты важнее, указывает на упрямость, которой обладают логики-интроверты.

На структурную логику (БЛ) в высказываниях Лебедева примеров хоть отбавляй. Он не скупится на формальные бюрократических формулировки, сложные предлоги и логические связи.

«Дизайнер, который говорит о том, что он сделал сайт плохим, потому что ему мало заплатили, ведет себя так же, как рабочий, укравший на заводе деталь потому, что у него маленькая зарплата. Правда заключается в том, что дизайнер просто плохой, а рабочий — вор.(Запись от 5 февраля:)

«Современные требования к оформлению предупреждения о вреде здоровью строятся как минимум на следующих принципах: надпись должна быть выполнена легкочитаемым шрифтом; надпись должна быть четко выделена на пачке в своем поле; надпись должна занимать не меньше четверти от площади пачки.» ()

«Это пример идеального издевательства над быстрым восприятием. Во-первых, все слова набраны заглавными буквами (что в несколько раз ухудшает читаемость). Во-вторых, буквы механически заужены (еще сильнее ухудшает читаемость). В-третьих, смысл классической мантры «Курение вредит вашему здоровью» за тридцать лет применения стерся до нуля (замена слова «опасно» на «вредит» прошла незамеченной). Это очень важно — не менять текст. Если его менять, люди начнут обращать на него внимание (на Западе предупреждения бесконечно разнообразны). В-четвертых, — это самый важный момент, — надпись специально забрана в дизайн пачки: под ней проходит полоска фирменного красного цвета. Людям становится настолько же безразлично предупреждение, как и то, что в изображенном на пачке гербе написано «пришел, увидел, победил» на латыни.» («Ру/Ководство; п. 156 »)

Наконец, в пользу субъективизма Артемия — его слова о «единицах смысла», введенных им для оценки труда дизайнера. Удачная дизайнерская находка важна для него сама по себе:

«Дизайнер ровно настолько ценен, насколько ценны его работы. Тем не менее, нам хочется знать, насколько дизайнер продуктивен. В своей ежедневной практике автор успешно применяет метод учета единиц смысла. Единица смысла должна быть интеллектуально калорийной. Хорошая идея, интересная мысль, новый прием — единицы смысла. Морда сайта, нестандартный ход в верстке, остроумный способ крепления куба к конусу — единицы смысла.»

Наконец, Лебедева трудно заподозрить в чувстве групповой социальной принадлежости, свойственной аристократам — он критикует индивидуальные качества людей, будть перед ним дизайнеры — или психологи:

«Все дело в том, что в нашей стране психологи — это такие тетки, которые пошли на психфак в надежде найти способ борьбы со своими собственными комплексами. Отечественные психологи предстают непрофессионалами по одной простой причине: они непрофессионалы. Им неинтересно увлекательно объяснять. Они не знают самых простых вещей. Они боятся простого человеческого. Все их слова являются детерминантами их интраиндивидуальной варьируемости и свидетельствуют об отсутствием связи с межиндивидуальными диспозиционными различиями.

Я верю американским психологам, потому что они находят время и слова, чтобы рассказать об устройстве психологических механизмов так, чтобы мне было интересно и понятно. За последние десять лет я прочел пятьдесят книг по психологии на английском и полторы на русском.» (Запись от 5 февраля.)

Подведем итоги. В высказываниях Артемия Лебедева проявлены признаки: интроверсия, интуиция, логика, статика, квестимность, стратегия, негативизм, рациональность, результат, предусмотрительность, упрямость, рассудительность, субъективизм, демократизм. Единственный тип, который обладает этими признаками: логико-интуитивный интроверт (Робеспьер; отметим, что выбранный Аушрой Аугустинавичюте в качестве образца ЛИИ М. Робеспьер, по нашему мнению был представителем другого ТИМа — интуитивно-логическим экстравертом).

Люди этого типа склонны мыслить масштабными логическими концепциями, идущими от них самих. Как заявил один из представителей ТИМа на консультации в процессе спора о признаках Рейнина: «Я вообще базис Юнга проверяю». При этом они порой склонны недооценивать нюансы ситуации, предлагая шаблонные решения. Важная часть жизненной позиции Артемия Лебедева и людей его ТИМа — любопытство, свойственное интровертам-интуитам. Не взирая на ощущение себя в мире как в замкнутом пространстве и уязвимость к внешнему давлению, в погоне за важными винтересами такие люди порой не знают меры в резкости и жесткости — достаточно посмотреть на блог Лебедева с ненормативной лексикой. Решения логико-интуитивные интроверты склонны принимать взвешенно и не сразу, а в роли руководителей уделяют повышенное внимание удобству работы сотрудников, и при этом не склонны смотреть на людей с точки зрения их социального статуса и места в иерархии.

Литература:

  • Г. Рейнин. Соционика: Типология. Малые группы. – СПб.: Изд-во «Образование-культура», 2005.
  • В. Миронов. Несколько замечаний о Модели А. 2007.
  • В. Миронов, М. Стоялова. Типы и прототипы. Писатели. — Спб.: Астер Х, 2007
  • В. Миронов. Группа № 28 «Матрицы»
  • В. Львов. Экстраверсия / интроверсия. Рациональность / иррациональность. Материалы учебной программы «Искусство типирования». 2009.
  • В. Львов. Соционика в работе с текстами — «Соционика, ментология и психология личности» №1, 2008.
  • В. Львов. Максимилиан Робеспьер и его тип. 2007
  • И. Белецкая, В. Львов. Три кандидата из четырех. 2008

    © Владимир Львов, 2010



    Ваш комментарий:


    Имя: (по-русски) 

    Email: (не показывается) 

     Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

      


    Комментарии:


    Владимир   (21.07.2017 12:34)
    Другой представитель типа ЛИИ? Возможно, в рамках теории заговора. Прочее исключено.

    Nakanoshima   (19.05.2014 05:22)
    Тексты за Артемия пишет другой человек. Вы оттипировали его, а не Артемия.





  • Поиск
      





    Рейтинг@Mail.ru
    Яндекс.Метрика





    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика