Соционика. Искусство типирования. Центр современной соционики. Консультации, обучение, тренинги, исследования.
  Материалы  

11.12.2007

Кем был Наполеон  

 Кем был Наполеон
О Наполеоне Бонапарте (1769-1821) немало написано и без помощи социоников, на долю которых осталась важная работа. Решение Аушры Аугустинавичюте назвать один из типов в честь императора — хороший повод для анализов и проверок. Работы с сомнениями в версии СЭЭ появлялись и раньше. Метод типирования по анализу реальных слов реального человека с помощью признаков Рейнина позволяет по-новому взглянуть на проблему.

Прежде всего, определим стиль речи, чтобы больше к нему не возвращаться. Это статика, вот самая наглядное по этой части из многочисленных высказываний императора. Фразы оторваны друг от друга:
    «Военное искуство – это простое искусство, вся суть его в исполнении; | оно не допускает неопределенности; в нем все от здравого смысла, ничего от идеологии... | Оно не требует сложных маневров, предпочтительны самые простые; превыше всего требуется здравый смысл... | Это как кулачный бой: чем больше наносишь ударов, тем лучше... (экстравертная сенсорика) | Все искусство войны заключается в хорошо продуманном, исключительно осмотрительном отступлении и дерзком и быстром наступлении... | Надо быть медлительным в процессе принятия решения и стремительным в исполнении

Налицо предусмотрительность и экстравертная сенсорика, а также решительность. Для рассудительного, наоборот, медлительность в принятии решений и стремительность в исполнении — слишком естественный подход, чтобы представлять ценность. Наполеон же знает, что всегда может принять решение и может себе позволить подумать, но при этом стремительность в цене.
    «Крупные сражения выигрываются артиллерией. | Артиллерия стала сегодня подлинным вершителем судеб армий и народов. | Ударами пушек бьются как ударами кулаков... Искусство состоит в том, чтобы сосредоточить максимум огня на одной точке. Как только начата схватка, выигрывает ее наверняка тот, кто изловчится внезапно и незаметно для противника доставить на место неожиданную для него массу артиллерийских орудий.»

И вновь статика и экстравертная сенсорика в сочетании с экстраверсией (типично объектное описание; масштаб говорит за себя) и предусмотрительность, свойственная экстравертным сенсорикам — четкие, не допускающие возражений суждения. Есть два типа с этими признаками — СЛЭ и СЭЭ, именно вокруг них и спорят соционики по поводу Наполеона.
    «Могущество Англии, коим ныне обладает сия держава, покоится на исключительном праве, осуществляемом ею в отношении остальных народов и поддерживаемом ею одной. Почему, спрашивается, только она пользуется сим преимуществом, в то время как другие остаются ни с чем? Доказательство, что Англия, и только она одна, извлекает выгоды из того, что принадлежит другим, заключается в том, что она существует лишь благодаря своим таможням и своей торговле...»
Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!
Имя:   Email:  
Озадачивает математическое построение фразы про доказательство, странное для СЭЭ с его болевой структурной логикой. На поставленный вопрос следует ответ — аргумент в пользу деклатимности — в ней можно будет не раз убедиться, перечитывая не допускающие малейшего сомнения утверждения Наполеона. Далее:
    «Если б имел я слабость уступить в некоторых пунктах, дабы только заключить невыгодный для себя мир, то не прошло бы и четырех лет, как весь континент в один голос стал бы упрекать меня за то, но было бы уже поздно. Моря оказались бы закрыты для нашей морской торговли, а Англия, воспользовавшись перемирием ради желанной передышки, чтобы вновь и вновь набивать свои сундуки, стала бы повелевать всем и вся...»


Казалось бы, Наполеон критикует того, кто уступил бы англичанам, но... в соционическом смысле уступить с целью заключить желанный мир — это скорее позиция упрямого, подход Наполеона говорит об его уступчивости — неприкосновенны для него ресурсы, а не интересы. Закрытые моря и могущество Англии в его глазах — слишком ценные ресурсы, чтобы жертвовать ими ради интереса к заключению мира.

Еще один аргумент в пользу уступчивости — разнос, учиненный гофмаршалу в расшитом мундире:
    «В мою бытность младшим лейтенантом это стоило гораздо дешевле. Я не хочу платить дороже других».

    «Невзирая на поношения, я не боюсь за свою репутацию: будущее меня оправдает. Истина восторжествует, и добро, сделанное мною, будут судить наравне с моими ошибками

Наполеон лучше осознает свои ошибки и поношения в свой адрес и стремится лишь оправдаться. Это подход негативиста. Видно и результативное построение фразы: резкий переход от настоящего к будущему и желание добиться в нем нужного исхода. Обратите внимание на масштаб цели: это неограниченное во времени направление — стратегия.
    «Моя истинная слава — не сорок выигранных битв: одно Ватерлоо изглаживает воспоминания о стольких победах! Но что никогда не забудется, что будет жить вечно, это — мой Гражданский кодекс»

Классическое негативное построение фразы: чтобы добраться до Гражданского кодекса, Наполеону приходится сначала вспомнить о том, что он не считает своей истинной славой и даже про Ватерлоо! И снова — результативный скачок из настоящего в будущее.
Еще несколько примеров на негативизм и результат:
    «Я не знаю полуправа... Надо создать прочный правовой порядок, если хочешь избежать тирании.» Снова — негативизм и результат.

    «Без кавалерии битвы не приносят результатов».

    «Меня огорчает мой образ жизни: заставляя отдавать мои часы жизни военным компаниям, он не позволяет уделять нужное внимание тому, что составляет главный предмет моих забот и стремлений (стратегия), — образцовой и солидной организации всего относящегося к банковскому делу, промышленности и торговле.»

    «Когда я пришел в правительство, нация бросилась к моим ногам. Я взял себе меньше власти, чем мне предлагали».

    «Сельское хозяйство — душа, главная основа империи. Промышленность — достаток, благополучие населения. Внешняя торговля — изобилие, искусное использование плодов двух первых сфер».

    «Я мыслю категориями нации. Я привлекаю всех, у кого есть способности и воля идти со мной вместе... Со мной будут честные люди, независимо от их политической окраски

    «Право – это самый сильный инструмент управления... Я не знаю, что такое женщина большей или меньшей чести. Либо она спала со своим возлюбленным, либо нет. Право подобно чести

Автора таких слов трудно записать в этики. Болевая интровертная этика налицо.
Еще о семье:
    «Я очень порядочный человек. Я имею глупость верить в святость семейных уз».

    «Всякому обществу необходим глава; в семье глава — муж.»

Придя к власти, Наполеон стал отчитывать на публике жену Жозефину за вольности ее круга в одежде:
    «Разве Вы не видите, что Ваши подруги — голые?»
.
Он заставил многих своих приближенных навести порядок в личной жизни и оформить брак, не особенно разбираясь, нужно ли им это — странный подход для этика.
    «Если бы развод вошел в наши нравы, это было бы большим несчастьем! В самом деле, какая судьба ждет разбитые семьи? Какая судьба ждет супругов, которые, прожив вместе в самом тесном союзе, вдруг становятся чужими и, тем не менее, не могут забыть друг друга? Какая судьба ждет детей, у которых нет больше отца и которые не смогут соединить в одном объятии разделенных теперь творцов их дней!»

Конструктивизм: эмоциональные переживания всех людей Наполеон считает долговременными — видимо, на своем опыте. По его представлению, разрушенные семьи должны давать повод для эмоций — нормативная, референтная экстравертная этика.

И последний штрих к сильной структурной логике и слабой этике императора:
    «Женщине надо внушить, что, выходя из-под опеки своей семьи, она переходит под опеку мужа».

Предусмотрительность, и аристократизм: Наполеон хочет, чтобы во всех семьях соблюдалась социальная иерархия, в которой место женщины — под опекой. Еще один пример на аристократизм:
    «Слуг режима надо искать в уважаемых семьях, в первую очередь в хороших семьях, которые принадлежат к тем, кто раньше назывался «третьим сословием», — к самой здоровой части населения, имеющей самые многочисленные и самые тесные связи с правительством

Утонченное понимание социальных групп. Видна и предусмотрительность: четкое понимание без тени сомнения, где искать слуг режима
.

Бен Вейдер в своей книге «Блистательный Бонапарт» рассказывает, как после выволочки Наполеон отправил министру извинения в такой форме:
    «Гнев прошел, он не оставил никакого следа, надеюсь, вы не будете держать на меня зла».

Вновь негативное построение. Быстро проходящий гнев — скорее удел эмотивистов, но сама озабоченность его последствиями заставляет подозревать, что у Наполеона дело обстояло не так. Это конструктивизм.

Известная самохарактеристика императора:
    «Не думайте, что у меня, в отличие от других, бесчувственное сердце. Я даже довольно добрый человек, но со времен ранней молодости я старался замолчать эту струну, которая с тех пор не издает ни звука».

Попытка заглушить нежелательные эмоции — это свойственно конструктивистам.

Налицо: сенсорика, статика, экстраверсия, результат, негативизм, стратегия, логика, деклатимность, результат, предусмотрительность, уступчивость, аристократизм. Единственный тип, который обладает этими признаками: сенсорно-логический экстраверт (Жуков).

Напоследок — исторический анекдот: однажды маршала Жукова на Политбюро обвинили в бонапартизме. Он ответил: «Сравнение неверное: Наполеон проиграл войну, а я выиграл». Слова из тех, которые Наполеон не отказался бы сказать сам... И лишнее свидетельство тождественности социотипов двух полководцев.

Источники:
  1. Бен Вейдер «Блистательный Бонапарт» (М., Международные отношения, 1992).
  2. Максимы и мысли узника Святой Елены
  3. Корсиканец. Дневник жизни Наполеона в его собственных словах.

© Владимир Львов, 2007



Ваш комментарий:


Имя: (по-русски) 

Email: (не показывается) 

 Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

  








Поиск
  





Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

 




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика