Соционика. Искусство типирования. Центр современной соционики. Консультации, обучение, тренинги, исследования.
  Материалы  

13.11.2009

Перинатальные матрицы и пространство соционического типа  

Введение


В последние годы большой интерес привлекает разделение социона на 4 малые группы, названные В. Гуленко соционическими темпераментами: интроверсия / динамика / иррациональность («восприимчиво-адаптивные»), интроверсия / статика / рациональность («уравновешенно-стабильные»), экстраверсия / статика / иррациональность («гибко-разворотливые») и экстраверсия / динамика / рациональность («линейно-напористые»).

Г. Рейнин называл этот набор малых групп (№ 28) «букетом болезней», отмечая, что представители этих групп болеют сходными наборами болезней, оказываются вместе в больничных палатах и, входя в резонанс, затрудняют друг другу выздоровление.

Согласно недавней гипотезе В. Миронова и Е. Шаровой, пока не описанной детально в открытых источниках, этим темпераментам соответствуют 4 перинатальные матрицы С. Грофа: М1 (иррациональные интроверты), М2 (рациональные интроверты), М3 (иррациональные экстраверты) и М4 (рациональные экстраверты). Упоминание об этой концепции можно найти в работе В. Миронова «Несколько замечаний о Модели А». Несколько более детальное описание содержится в работе Е. Шаровой «Использование юнгианской типологии в психотерапии». Прежняя гипотеза на этот счет (В. Букалов и другие) состоит в том, что четырем матрицам соответствуют 1, 2, 3 и 4-я квадры. Одна из первых работ А. Букалова на эту тему: («О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума») датирована 1989 годом.
Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!
Имя:   Email:  
О перинатальных матрицах в контексте «квадральной» гипотезы можно почитать в статье А. Митрохиной «Матрицы Грофа и квадральные ценности»

Наш анализ более 100 обработанных анкет для типирования и других письменных источников, проведенный в ходе подготовки учебной программы «Искусство типирования», говорит о том, что в пользу концепции Е. Шаровой и В. Миронова о связи матриц с соционическими темпераментами на метафорическом уровне есть немалые доводы. Эта концепция позволяет представить, как представители разных типов взаимодействуют с окружающим пространством. Представители разных ТИМов в зависимости от соционических темпераментов обладают сходным восприятием окружающего пространства и себя в нем. Можно сказать, что мы рождаемся и живем с неизменным отпечатком того, как появились на свет, проецируя родовые впечатления на окружающий мир.

Иррациональные интроверты-динамики (М1; СЭИ, ИЭИ, ИЛИ, СЛИ)

1 матрицаПлод словно плавает в утробе-«аквариуме», внутри которой лучше осознает свои ощущения, чем объекты внешнего мира.

Интроверсия — плод пребывает в замкнутом пространстве, из которого нет выхода.
Динамика — время в материнской утробе течет непрерывно.
Иррациональность — плод находится в движении и постоянно испытывает новые ощущения, из-за которых оценка реальности затруднена.

Остальные признаки, в том числе квадральные: решительность / рассудительность, субъективизм / объективизм, аристократизм / демократизм — стоит рассматривать как степени свободы. Плод в утробе пребывает в маленьком замкнутом мире, пусть и отличном от нашего. Он вполне может уходить от перебора ощущений во временной континуум, искать перспективы и вспоминать, что было раньше (БИ, интуиция / иррациональность / тактика, интуиция / интроверсия / предусмотрительность у ИЭИ и ИЛИ), лучше воспринимать смысловую, а не эмоциональную сторону с откладыванием особо значимых эмоций (ЧЛ; интроверсия / объективизм / конструктивизм у ИЛИ и СЛИ).
С Нового 2023 г. условия нашей работы изменятся! Не ждите праздника, успейте сейчас!
В устной и письменной речи интровертов-иррационалов преобладает позиция с «погружением в себя», большой набор ощущений при сравнительно небольшом охвате объектов.

Рациональные интроверты-статики (М2; ЛИИ, ЛСИ, ЭСИ, ЭИИ)

2 матрицаПлод находится под систематическим давлением жесткой среды, выход из которой не виден.
Интроверсия — плод пребывает в замкнутом пространстве, из которого нет выхода.

Статика — начавшиеся схватки отпечатываются в сознании плода как регулярные толчки, вызывающие фрагментарное восприятие времени.
Рациональность — движение плода затруднено; новых ощущений сравнительно мало, и оценка реальности преобладает над непосредственным восприятием.

Остальные признаки — степени свободы. Оказавшись под давлением, плод может напрягаться, подстраиваться и пытаться смягчить удар (ЧС, сенсорика / тактика / рациональность у ЛСИ и ЭСИ) или пытаться отстраниться от невыносимого давления в мечты о чем-то лучшем (интуиция / стратегия / рациональность у ЛИИ, ЭИИ). Эмоциональная реакция также может отличаться: быстро проходящие эмоции от каждой схватки у ЛИИ и ЛСИ (логика / эмотивизм / рациональность) или жесткий след от первого разбудившего плод толчка у ЭСИ и ЭИИ (этика / конструктивизм / рациональность).
Дистанционное обучение. Тип за минуты, а не часы. Этому больше нигде не научат!
Интровертов-рационалов могут выделять жесткие, закрытые оборонительные позы. Однажды на групповом типировании девушки — ЭСИ далекая от соционического толкования матриц Грофа типировщица — ИЛИ заметила: «Как в окопе сидит».

Иррациональные экстраверты-статики (М3; ИЛЭ, СЛЭ, СЭЭ, ИЭЭ)

3 матрицаПлод движется к выходу, преодолевая препятствия.

Экстраверсия — плод движется к выходу, преодолевая препятствия, и видит свет в конце туннеля.
Статика — схватки продолжают давить на плод; восприятие времени фрагментарное.
Иррациональность — двигаясь сквозь родовой канал к выходу, плод преодолевает массу препятствий; новые ощущения постоянно сменяют друг друга. Оценка происходящего затруднена.

Остальные признаки — степени свободы. Увидев выход, плод может жестко настроиться на то, чтобы выйти, и устремиться к цели (СЛЭ, СЭЭ — ЧС, экстраверсия / стратегия / решительность, экстраверсия / сенсорика и предусмотрительность) или искать, как обогнуть препятствия, а порой и повременить с движением напролом, мобилизуясь на короткое время (ИЛЭ, ИЭЭ — ЧИ, экстраверсия / тактика / рассудительность, экстраверсия / интуиция / беспечность).

В содержании речи экстравертов-иррационалов, как сенсориков, так и интуитов, заметен элемент внешней активности с преодолением препятствий. У сенсориков в воспоминаниях о появлении на свет (СЛЭ, СЭЭ) часто звучит жесткое «я решил выйти и сам вышел».
Об этом проекте и его миссии
Рациональные экстраверты-динамики (М4; ЭСЭ, ЭИЭ, ЛИЭ, ЛСЭ)

Преодолев последние препятствия, новорожденный впервые оказывается вне материнского организма, взывая о помощи после перенесенных испытаний.

Экстраверсия — обзор ничем не ограничен; выбравшись на свет, новорожденный видит все, что перед его глазами.
Динамика — восприятие времени непрерывное. Схватки больше не фрагментируют его.
Рациональность — после сверхусилий на предыдущем этапе потребности двигаться к цели нет; в этой позиции новорожденный без помех выражает свои впечатления и переживания.4 матрица

Остальные признаки — степени свободы. Как и в случае с М2, появившийся на свет ребенок может пытаться справиться с болевыми ощущениями от тяжелого выхода (ЭСЭ, ЛСЭ — БС; сенсорика / тактика / рациональность), а может, отстраняясь от нестерпимой боли, устремиться далеко в грядущее (ЭИЭ, ЛИЭ). Эмоциональные реакции также могут быть разными: фиксация на пережитом с выходом наружу у ЭСЭ и ЭИЭ — ЧЭ; этика / конструктивизм / рациональность — или быстро проходящие кратковременные эмоции у ЛИЭ и ЛСЭ — ЧЛ, логика / эмотивизм / рациональность.

Преобладающая позиция в речи рациональных экстравертов-динамиков (М4) — оценка окружающей действительности в позиции «открытого горизонта» с элементом памяти о перенесенных испытаниях. Ответы на вопрос собственно о появлении на свет у экстравертов-рационалов могут быть предельно краткими — по сравнению остальными типами, им доступна малая часть воспоминаний.

Примеры


М1. Интроверсия / динамика / иррациональность
Оценка персонала. Слепые пятна вашей команды
Выберите один из вариантов ответа, как наиболее характерный для вас: вы предпочитаете привычный порядок вещей, изменения обычно планируете или Вы предпочитаете спонтанные изменения. Почему?

Характерный… Хм… Однозначность довольно скучная весчь. Ну скорее тогда привычный порядок. Ну, например, в работе, быту, т. е. в делах которые предназначены скорее для поддержания процесса жизнедеятельности... А вот в остальном от спонтанностей никогда не откажусь (в общении, на отдыхе и т.п.). — СЛИ

Предпочитаю спонтанные изменения, но последнее время надоедает, что все происходит как то не по плану. Но придерживаюсь — что ни делается, все к лучшему. Хотя серьезные изменения касаемые здоровья и работы стараюсь планировать — ИЛИ

Сложно выбрать, скорее жизнь по привычному распорядку лучше для меня, хотя и изменения зачастую вносят приятную новизну. Сама прежде чем что-то изменить все долго обдумываю прикидываю все варианты, взвешиваю возможности, выжидаю момент. — ИЭИ

В ответах интровертов-иррационалов на этот вопрос видны затруднения с понятием порядка как такового. Они предпочитают просто плыть по течению, взаимодействуя со средой и ориентируюясь по своим ощущениям.

Опишите Ваш загородный домик или дачу (а если их нет, то как Вы их себе представляете).
Деревянный одноэтажный типичный деревенский дом. Зеленый. В нем даже есть старая печка, а еще большая кухня и куча кошек. А еще есть большой сад, но мне он теперь не нравится, потому что он огорожен сеткой-рабицей, а она прозрачная в отличии от деревянного забора, и меня не покидает чувство незащищенности, плюс теперь посреди сада живет страшная собака. Ах да, дом… Когда я там бываю, то сплю на террасе, это самое любимое место, т.к. она самая отграниченная от дома комната, и на ней свежий воздух. Еще есть чердак, на него ведет длиннющая старая лестница, когда по ней лезешь, она сильно скрипит и качается. На чердаке здорово и таинственно, но там пауки, поэтому я туда не лажу. У меня этот дом ассоциируется с бабушкой, она умерла уже больше года назад, но мне кажется, что в доме до сих пор пахнет бабушкой. Абсолютно везде ее запах. — СЭИ
Воспоминания о деревенском доме — своего рода метафора материнской утробы.

М2. Интроверсия / статика / рациональность

Выберите один из вариантов ответа, как наиболее характерный для вас:вы предпочитаете привычный порядок вещей, изменения обычно планируете или Вы предпочитаете спонтанные изменения. Почему?

Изменения обычно планирую. Потому что привычный порядок вещей — это застой, а спонтанные изменения — это хаос. Планируемые изменения кажутся предпочтительней. По этому вопросу больше добавить нечего. — ЛСИ

Больше предпочитаю привычный порядок вещей, планирование серьезных изменений, которые в перспективе могут этот порядок изменить. В масштабе суток же строю планы с возможностью их спонтанного изменения, по тем или иным обстоятельствам не зависящим от меня. В обоих случаях не нарушается устоявшийся ритм возникновения событий, иначе, если происходят аритмические сбои, испытываю сильный дискомфорт. — ЛИИ

Предпочитаю планировать изменения и придерживаюсь обычного порядка вещей для более полезного использования времени. Спонтанные изменения тут же включаю в распорядок и стараюсь спланировать остальные дела как можно более экономично по времени с учетом новых обстоятельств. — ЭСИ

Предпочитаю спонтанные. Не держусь за прошлое. Лучше что-нить изменить, коль возникло желание у меня, или у кого-то. Почему бы и нет? Что-то новое в окружение новый расклад в жизни возможен. И потом, если хочется менять — то надо, и нечего тянуть. Даже если захотелось только 1 минуту назад. — ЭИИ

Из интернет-дневника:
Сижу дома, болею. Осенью вообще-то положено болеть, но гриппом. А у меня давление снова повысилось. Не критично, но башка соображает все же плохо. Сижу дома и радуюсь, какая все-таки у меня замечательная работа. Ходишь ты на нее от силы два раза в неделю, а то и того меньше, платят тебе твой полторюльник и никакого напряжения. Красота. Конечно, денег хотелось бы побольше, все же нищенствование — не наш мэтод. А с подработкой в этом году глухомань. Но вот устроился бы я еще в одно место, заставили бы меня напрягаться, давление бы подскочило, и я бы помер. Страшно подумать. А так лежу себе промежду кошек своих, гляжу то в окошко, то в экран ноута, то в телевизор, и как-то спокойно мне. В понедельник, правда, меня из дома выковыряли. Буквально пинками… . — ЭСИ

В ответах интровертов-рационалов сквозит элемент предопределенности, нахождения в неком состоянии, навязанном помимо их воли. Изменить его, с точки зрения отвечавших, можно лишь на другое навязанное извне состояние.

М3. Экстраверсия / статика / иррациональность

Выберите один из вариантов ответа, как наиболее характерный для вас:вы предпочитаете привычный порядок вещей, изменения обычно планируете или Вы предпочитаете спонтанные изменения. Почему?

Предпочитаю привычный порядок. Почему? Ну, потому что я к нему привык. Если я что-то переставлю, то иногда могу по привычке искать в старом месте. Если кто-то другой переложит — так я вообще никогда не найду наверное. Стараюсь чтобы у меня ничего не трогали и не брали. — ИЭЭ

Привычный порядок вещей, изменения обычно планирую. Не всегда неопределенность у меня вызывает восторг и эффект сюрприза. Предпочитаю знать, что будет завтра и по течению вносить корректировки в планы. — СЭЭ

Предпочитаю привычный порядок вещей. Изменения стараюсь спланировать. Не люблю нарушать порядок мыслей и действий в своей жизни. Спонтанность приводит к некоему хаосу в жизни. К планомерному порядку привыкаешь, к спонтанности надо успеть привыкнуть. — СЛЭ
Состояние спонтанности хоть и кажется неудобным, но вполне привычно автору ответа, а порядок — свой, а не навязанный извне.

Изменения не выводят из равновесия, но предпочитаю привычный порядок вещей, как более безопасный — ИЛЭ

Опишите характерного жителя Вашего родного города.

Даже не знаю, вышла даже на балкон, чтобы посмотреть. Однозначно сказать не могу, все люди такие разные. Вот если бы я со всеми была знакома... Что отметила — ходят размеренно, даже не торопясь как-то. Хотя, может быть, это пятница вечером. Хотя нет, вспомнила, в другие дни также. Вспомнила один случай, когда у нас было землетрясение. Я сильно испугалась, выскочила на улицу, потом позвонила мужу… — СЭЭ

Из интернет-дневников:
Очень хочется что-то написать. Я часто очень много пишу тут, когда накипит, а потом все к черту стираю. Знаю, что нельзя так. Но почему же не могу взять и прекратить этот бред. Зачем мне переступать через себя, если от этого не лучше? — ИЛЭ

Дома сидеть надоело. Хочу работу. Но я точно больше никогда и нивжызь не пойду в офисные планктоны. Так как внутреннее мое состояние вполне стабильно в плане «поиска пути», могу сказать наконец, что мне глубоко положить на карьеры и успехи. Это либо естественно у человека, которого прет его дело, либо нафиг не нужно. Если у меня будет что-то, что меня будет переть — все будет прекрасно. А если нет — то просто хорошо... В общем, искать буду что-то интересное, забавное и неожиданное. Во всех областях. Жизнь такая маленькая, надо срочно успеть везде. — СЭЭ

В ответах представителей третьей матрицы виден элемент движения и преодоления препятствий. Само понятие «порядок» воспринимается как набор объектов, которые надо удобно расположить. Ответы экстравертов-иррационалов становятся понятнее, если представить их в позиции движения, в котором важно удержаться в равновесии, порой балансируя на грани хаоса.

М4. Экстраверсия / динамика / рациональность

Выберите один из вариантов ответа, как наиболее характерный для вас:вы предпочитаете привычный порядок вещей, изменения обычно планируете или Вы предпочитаете спонтанные изменения. Почему?

Обычно стараюсь планировать, и внести изменение в привычный ход вещей бывает тяжело. Но иногда могу спонтанно поменять планы. Все зависит от ситуации и настроения. — ЭСЭ

Скорее для меня характернен привычный порядок вещей, но при этом даже в этом порядке часто возникают спонтанные изменения — инициатором которых являюсь сама, наверное потому что привычный порядок вещей иногда нужно менять — ЭИЭ

Стремлюсь конечно к привычному порядку вещей, но предпочитаю спонтанность во всем. Спонтанность предпочитаю потому, что когда все слишком планомерно, то чаще бывает не интересно и когда уж очень долго к чему-то готовишься и ожидания не оправдываются, все идет насмарку... — ЛСЭ

Предпочитаю привычный порядок вещей. Люблю, когда все могу сама продумать до мелочей, когда сама распоряжаюсь своими силами и временем, когда могу быть сама себе начальником и ни от кого не зависеть. — ЛИЭ

Во всех ответах экстравертов-рационалов на этот вопрос видна максимальная свобода от внешних ограничений. Порядок вещей для них — нечто, отданное на их усмотрение.

Опишите характерного жителя Вашего родного города.

Характерным жителем моего родного города является коренастенький, невысоко роста, загорелый от полевых работ мужичок, в зеленых шортах и растянутой маейке, для удобства с подстриженными очень коротко волосами. Он идет с работы, устало и неторопливо. А куда спешить? На поясе весит сумка-барсетка — пережиток 90-х годов, времен челноков и торговли на рынках. Возможно, его слегка штормит — выпил с друзьями после работы. Лицо покрыто полевым загаром от работы на огороде или на даче, и морщинами, от непростой жизни обыкновенного российского трудяги. — ЭСЭ

Из интернет-дневника

А еще индийцы не понимают почему европейцы пьют свежевыжатые соки и едят свежие овощи. У них это считается еда для бедных. Кто побогаче там покупают соки в пакетах, замороженные овощные смеси и консервы. Ну а мы пили все время соки для бедных. Особенно мне понравился тамошний арбузный и из папайи. — ЭИЭ

В обеих цитатах — открытый взгляд на мир, не ограниченный ничем, кроме собственной оценки.

Примеры несоответствий в ответах представителей квадр

Для параллельной проверки старой, квадральной гипотезы о матрицах, сгруппируем ответы разных ТИМов на один и тот же вопрос по квадрам, а внутри квадр — по экстраверсии / рациональности). Отметим, что для четырех типов варианты перинатальной матрицы по обеим версиям совпадают: это сенсорики / процессоры / эмотивисты — СЭИ, ЛСИ, СЭЭ и ЛСЭ.

Что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе?

I квадра (рассудительность / субъективизм / демократизм)

Работа технолога мне не понравилась, потому что там надо работать в цехе, где грязно, неприятные запахи, или в лаборатории, где скучно с пробирками возиться. В настоящий момент работаю два месяца помощником бухгалтера, но уже не в восторге и от этой работы, потому что слишком много бумажной волокиты, слишком кропотливая и дотошная работа, все время надо сидеть на месте. Интерес проявляется только тогда, когда нужно разобраться в каких-то расхождениях по расчетам, докопаться так сказать до истины — СЭИ
Фиксация на физических ощущениях, потребность в движении при ограниченности пространства — М1.

Нравится достижимость результатов работы за конечное время. Но при длительном выполнении задачи, возникает неприятный момент, начинают раздражать монотонные операции. — ЛИИ
Позиция плода под давлением монотонных сокращений материанской утробы — М2. В условиях М1 такое сложно представить.

Все нравится. Зарплата, коллектив, возможность развиваться, близость от дома, комфортные условия — ИЛЭ
Вопросы развития и расстояния плохо укладываются в «аквариум» М1, зато характерны для всех экстравертов-иррационалов (см. другие ответы ниже) — М3.

Нравится возможность воплощать свои идеи, нравится видеть результат своего труда, проявлять инициативу, нравится обладать властью, нравится искать подход к разным людям (и чем сложнее человек, тем интереснее). Не нравится недостаточно творческий характер должности. — ЭСЭ
Широкий кругозор без каких-либо ограничений, присущих М1; много объектов в поле зрения — М4.

II квадра (решительность / субъективизм / аристократизм)

Мне в моей работе нравится то, что в ней можно и спокойно вдумчиво делать в компьютере свою работу, получать удовлетворение, что там полный порядок, и тут же параллельно есть возможность общаться с людьми по телефону. Но не нравится то, что вся моя работа — офисная, нет ни командировок, ни просто поездок по делам по городу, поэтому нет никаких новых знакомств, круг общения ограничен. — ИЭИ
Автора ответа стесняет скорее отсутствие движения, чем ограниченность пространства; по ситуации можно найти комфорт и в нем — М1.

Мне в моей работе не нравится двойное подчинение. Т.к. мы являемся филиалом от Московской организации, у меня и там руководство и здесь тоже. Каждый из которых считает себя главнее. А мне приходится разрываться между ними и их требованиями. А еще мне не нравится, когда с меня спрашивают работу, которую я не делала. Ну типа с кого же еще, раз ты занимаешься персоналом, вот и отвечай, почему московский бухгалтер при начислении зарплаты допустила ошибку. А еще не нравится коллектив. Как-то каждый сам по себе, и считает себя главным и незаменимым…А нравится то, что я четко знаю, что я должна сделать сегодня, завтра и т.д. Еще нравится осознание того, что в моих руках (голове) вершатся практически судьбы других людей — возьму я человека на работу или откажу ему. — ЛСИ
В ответе преобладают темы подчинения, требований, ответственности. Источник дискомфорта: эти требования идут из разных источников, от чего давления слишком много. Зато предсказуемость и постоянство считается плюсом, а не минусом; о возможном расширении обзора вообще ни слова — М2.

Нравится очень возможность путешествовать, познавать новое, нравится общаться с интересными людьми, если таковые попадаются. Нравится, что надо мной нет непосредственных руководителей, кроме результата. Не нравится, что приходится управлять людьми, управлять которыми не всегда хочется. Клиентами, которые несимпатичны, упертыми коллегами, приходится возиться с ними, чтобы результат не пострадал, но это усилия. — СЛЭ
Слишком открытое пространство для М2, при этом автор ответа управляет сам, а не им управляют; ощущение движения с усилиями и преодолением препятствий — М3.

Очень нравится коллектив и подходы к работе. Не нравится некая рутинность, хотя иногда когда не хочется работать, радуешься,что можно не напрягаясь и особо не думая ее выполнять. Также не нравилось отсутствие роста и перспектив развития, посему долго уговаривала начальника на отправку меня на курсы повышения квалификации. — ЭИЭ
По сравнению с ответом СЛЭ отсутствует элемент напряжения; то, что для Жукова (М3) — преодоление препятствий, для Гамлета (М4) — вопрос общения (условно говоря, с матерью и всеми, кто виден при выходе на свет).

III квадра (решительность / объективизм / демократизм)

Не нравится отсутствие критериев качества проделанной работы. Нравится широкая — по всему диапазону предметной области — возможность самореализации. — ИЛИ
Характерное для М1 ощущение ограниченности занимаемого пространства.

Нравится обширный круг общения с разными людьми, возможность для творчества. Не нравится ограниченность в возможностях из-за зависимости от вышестоящих людей, далеко не всегда разбирающихся конкретно в моей работе и требуемых для нее условий. — ЭСИ
Характерная для М2 зависимость от внешних условий, ощущение давления.

Не нравится то, что ничего нового я уже не узнаю, все очевидно и знакомо, как «мои пять пальцев». Каждый день одно и тоже… Не хватает новизны, драйва и увлекательности. Нравится коллектив, нравится общаться с людьми, помогать им и решать их проблемы. Нравится — продумывание разных схем работы. — СЭЭ
По сравнению с предыдущим ответом — ситуация внешних ограничений сознательно не нравится именно потому, что есть необходимость осваивать новое пространство (М3).

Нравится: возможность общаться с разными творческими людьми, музыкантами, тусовщиками, веселыми и общительными артистами и просто арт-людьми. То, что есть достаточно свободного времени для своих личных дел. То, что могу совмещать с учебой. То, что нравится эта музыкальная среда, в которой приходится обитать. То, что это тот фундамент, который в будущем, может быть, перерастет в нечто большее. Не нравится: небольшая з/п. — ЛИЭ
Открытый горизонт, большой кругозор, элемент прогноза на будущее — М4. Совершенно непохоже на «подобающую» для третьей квадры семантику М3: никакого преодоления препятствий; все кажется доступным.

IV квадра (рассудительность / объективизм / аристократизм)

Нравится то, что она (работа) приучает меня к некой дисциплине, к поиску возможностей и достижению поставленных целей, к порой напряженной работе мыслей и тела. Ну а не нравится то, что порой вознаграждение зависит не от количества затраченных усилий, а скорее от того как «пропиарить» результаты... Вознаграждение — не только денежное, но и, например, карьерный рост и.т.д. — СЛИ
На первый взгляд, горизонт достаточно широкий, но автор ответа слишком фиксируется на своих ощущениях, да и сама формулировка «она (работа) приучает меня» — скорее отпечаток материнской утробы в М1.

Мне нравится: общение с большим количеством народа, определенный, закрепленный участок, где можно развернуться, коллектив, сложные ситуации. Не нравится: возня с бумагами, люди, трясущиеся за свои места и боящиеся шагнуть вправо, или влево от привычной колеи, люди, боящиеся лишней ответственности, перебрасывающие работу на других.— ЭИИ.
Налицо ограниченное пространство и давление, с которым надо пытаться справиться, насколько это возможно. — М2.

Пока я не работаю, так что буду писать об учебе. Учусь я в университете на дневном отделении. Иногда меня тяготят рамки продолжительности занятий. Мне не нравиться то, что практически отсутствует перспектива реализации моих способностей, реализации себя как личности. Очень мало таких моментов, где можно реально проявить себя. Труд как правило не особо ценится. Взять даже банально — рефераты. В большинстве случаев преподавателям все равно, сама я его писала или скачала из интернета готовый. Поэтому тратить время на подготовку чего-то своего интересного нет желания. А зачем? — это ведь не оценят. А удовлетворение от такого рода деятельности я смогу получить лишь тогда, когда это будут ценить. И ценить справедливо. Еще мне не нравиться то, что группа в которой я учусь не сплоченная, каждый сам за себя, и иногда против всех... — ИЭЭ
Пространство весьма широкое налицо зависимость от оценок окружающих. Но критерий оценки соответствует М3, а не М4: недовольство тем, что затраченные усилия не ценят. Cравните с приведенными выше ответами СЭЭ и ЛИЭ — в последнем случае никакой речи об усилиях.

Мне не нравится рутина, когда все уже известно, все уже договорено, и просто тупо надо делать какие то действия, делать накладные, документы, загружать товар, разгружать его, не люблю рутинную работу. Люблю что-то новое, то, что до этого не делал, люблю что-то новое придумать и доказать, что колесико может вертеться, но после того как оно завертелось, следить за ним или быть частью механизма мне в лом, мне хочется изобретать что то новое. — ЛСЭ
Взгляд со стороны; потребность в открытой перспективе, и при этом привычный образ действия — именно «придумать и доказать», «следить», а не прилагать усилия — М4.

Эксперимент


Тема воспоминаний о появлении на свет поднималась на соционическом семинаре, участникам которого предлагалось на минуту закрыть глаза и вспомнить, как они рождались.

Высказывания участников:

«Ощущения нахождения в воде, и как бы... бултых, если правильно выразиться. Передается, как удар, и с какой-то периодичностью удары такие, потом я не смог получить никакой промежуточной информации, следующий момент — уже когда родился.» — ИЛИ-1

Впечатления о переходе от М1 к М2 и началу родовых схваток, с последующим забвением этапа М3. Само ощущение пребывания в воде отложилось как воспоминание от М1.

«У меня процесса родов как такового вообще не было, я ощущала пустоту вокруг себя, темноту, спокойно, ничего не давит, ничего не мешает, умиротворение полное, состояние утробы — не утробы — просто какого-то пространства.» — ИЛИ-2.

М1; ощущение плода в утробе.

«Мне почему-то представилось забавно, раз — все. Как-то я быстро родилась. Я чувствую этот момент, но он быстрый. Момент перехода по этой трубе — выход. Все это происходит очень быстро. Больше запоминается момент именно перехода... Чем это кончилось? — Светом, отдыхом.» — ЭИЭ.

Быстрота родов соответствует этапу М4; никакие трудности предыдущих этапов не зафиксированы.

«Я не смог сассоциироваться.» — ЭСИ-1

«Я присоединюсь, не смог сассоциироваться, но один из самых эмоциональных кошмаров: застрять в неком лазе!» — ЭСИ-2

«Точно, есть такая буква.» — ЭСИ-1

«Именно лаз. Прямо во снах.» — ЭСИ-2

Пассивная позиция соответствует установке М2, хотя воспоминание — возможно, от этапа М3.

«У меня было ощущение того, что не было воды, что я очень большая в этой трубе, и меня очень трудно выталкивать — это связано с некоторыми моментами, которые я знаю о своих родах, то что я шла ногами вперед, поэтому меня тяжелее выталкивать, чем всех обычно. И, когда вылезла, не было ощущения большой разницы между тем, что там и тем, что тут, поэтому я не удивилась и не закричала.» — ЭСЭ

Рассказ о финальной стадии родов, пусть и в более тяжелом варианте. Воспоминания о выталкивании наружу усилиями принимающих роды с переходом к обычной позиции М4. Еще более явно эта стадия выражена в окончании рассказа девушки-Гамлета:

«У меня, наоборот, четкая разница, состояние, когда ты там, и состояние, когда выходишь наружу — воздух, пространство, и все остальное.» — ЭИЭ

Выводы


«Матричная» семантика неклассических аспектов, соответствующих соционическим темпераментам, представляется весьма полезной при определении экстраверсии / интроверсии и рациональности / иррациональности и в изучении малых групп для определения ТИМа и психологической интерпретации его свойств. Гипотеза о соционической трактовке перинатальных матриц нуждается в дальнейшей проработке, но результаты уже сейчас выглядят весьма интересно и дают новые основания для давно назревшего пересмотра базовых понятий соционики.

Соционики старой школы и основная масса их последователей детально рассматривают такие черты ТИМа, как позиция 8 классических аспектов в модели А и квадральные ценности, не уделяя должного внимания изучению остальных малых групп. В то же время, опыт нескольких лет практической диагностики ТИМа говорит о том, что все признаки Рейнина, входящие и не входящие в базис Юнга, могут быть проявлены одинаково отчетливо, а семантика их наполнения вполне изучена.

Следующим шагом в последние годы стало изучение 35 наборов малых групп и 140 обобщенных аспектов. Теоретическая основа для этого дана в работах В. Миронова «Семантика информационных аспектов» и «Несколько замечаний о модели А». Основная идея нового подхода в том, что 8 «классических» аспектов из модели А, набор ценностей каждой квадры, клуба и.т.п — это проявления нового понятия информационного аспекта, определяемого как общее информационное поле четырех типов — его носителей. Все они обладают тремя общими признаками Рейнина — два признака на стыке образуют третий (все экстраверты-статики — иррационалы и.т.п.). Не исключение — и набор малых групп по признакам экстраверсии / интроверсии, статики / динамики и рациональности. Аспект проявляется сильнее, чем признаки, его образующие, и приведенная выше семантика матриц — наглядное подтверждение.

По мере овладения пластом знаний о признаках Рейнина и малых группах неминуемо происходит пересмотр базовых понятий соционики. Квадры, которые ранее считались основным разбиением социона на четверки типов и часто рассматривались в идеологическом контексте, теперь можно считать лишь одним из 35 равноправных наборов малых групп, но они в силу некоторых причин были раньше изучены, и при этом не всегда объективно. Становится понятнее, почему люди не всегда стремятся разойтись и расставить друг друга по квадрам и дуальным парам, ведь природа ТИМа дает огромную свободу выбора, а с человеком любого другого типа можно найти 7 общих признаков и 8 различных.

Изучение концепции перинатальных матриц в новой соционической трактовке проходило в условиях, когда сама концепция была известна лишь в самых общих чертах при минимальном количестве упоминаний. Для работы над этой статьей изучались собственные материалы, в частности, ответы представителей различных ТИМов на одинаковые вопросы из соционических анкет, прежде всего на выявление признаков рациональности / иррациональности и экстраверсии / интроверсии. Их сравнение позволяет сделать вывод: высказывания человека гораздо легче понять, если изучить его способ взаимодействия с окружающим пространством. Ключ к его пониманию дает изучение перинатальных матриц, описанных С. Грофом и определенных как свойство соционического типа на стыке признаков: экстраверсия / интроверсия, статика / динамика и рациональность / иррациональность.

Литература

  1. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М. Издательство АСТ, Изд. Института трансперсональной психологии, Изд. К. Кравчука. — 2004.
  2. А. Букалов. О механизме формирования функций информационного метаболизма
    в процессе рождения индивидуума. «Соционика, ментология и психология личности», NN 1-2, 1996.
  3. В. Гуленко. Структурно-функциональная соционика. Киев, 1999.
  4. Г. Рейнин. Соционика: Типология. Малые группы. — СПб.: Изд-во «Образование-культура», 2005.
  5. А. Митрохина. Матрицы Грофа и квадральные ценности. 2006.
  6. Е. Шарова. Использование юнгианской типологии в психотерапии. 2006.
  7. В. Миронов. Несколько замечаний о Модели А. 2007.
  8. И. Белецкая, С. Белецкий. Учет влияния соционической среды при анализе коллективов. 2008
  9. В. Львов. Экстраверсия / интроверсия. Рациональность / иррациональность. Материалы учебной программы «Искусство типирования». 2009.

Автор благодарит за содействие Ирину и Сергея Белецких, а также Елену Никитину (иллюстрации).

© Владимир Львов, 2009

Смотрите также:
  • Ольга Алимова. Матрицы Грофа с точки зрения врача



    Ваш комментарий:


    Имя: (по-русски) 

    Email: (не показывается) 

     Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

      


    Комментарии:


    Алексей    (25.12.2018 15:03)
    Благодарю сердечно за выкладку, не менее стройную и в равной мере полезную). Матрицы еще многому нас научат, и помогут людям проще смотреть на различные проявления ТИМ'ные. С наступающим!)





  • Поиск
      





    Рейтинг@Mail.ru
    Яндекс.Метрика

     




    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика